Содержание материала

Основные работы.

После проведения подготовительных работ, всех согласований и утверждений, выполняется проложение трассы дороги на местности, вынос и привязка контрольных точек. Даже в любом садовом товариществе привязка должна проводится по координатам GPS, утвержденным в документации.

По контрольным точкам начинается отсыпка и выемка грунта, создается насыпь – земляное полотно (подстилающий грунт). Под действием собственного веса, давления проезжающих транспортных средств и попеременного увлажнения и просыхания разрыхленный при разработке грунт в насыпях постепенно уплотняется. Еще сравнительно недавно дорожные насыпи возводили с запасом на естественную осадку, которая достигалась только спустя несколько лет. Требуется несколько влажных сезонов года, чтобы осадки грунта практически прекратились. При современных методах скоростного дорожного строительства невозможно дожидаться окончания длительного процесса естественного уплотнения грунта в насыпях. Поэтому в ходе отсыпки земляного полотна грунты искусственно уплотняют.

Для обеспечения круглогодичной эксплуатации дороги устраивают дорожную одежду, которая представляет собой уложенную на поверхность земляного полотна твердую монолитную конструкцию из материалов, хорошо сопротивляющихся воздействию климатических факторов и колес транспортных средств. Напряжения, возникающие в дорожной одежде при проезде автомобилей, затухают с глубиной. Это позволяет проектировать и выполнять дорожную одежду как многослойную конструкцию, используя в отдельных её слоях материалы различной прочности в соответствии с величиной действующих усилий и влиянием природных факторов.

Нормативные вертикальные нагрузки от автотранспортных средств и расчетные схемы нагружения дорог устанавливает ГОСТ 32960-2014. Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки. Расчетные схемы нагружения.

Полный текст ГОСТ 32960-2014 в формате PDF объемом 576 кб можно скачать здесь.


Инфографика конструктивных слоев дорожных одежд показана на схеме 1 ниже.
Инфографика конструктивных слоев дорожных одежд


  • 1 – поверхностная обработка;
  • 2 – среднезернистый асфальтобетон;
  • 3 – крупнозернистый асфальтобетон;
  • 4 – щебень, обработанный вяжущими материалами;
  • 5 – щебень;
  • 6 – песок.
В структуре дорожной одежды различают четыре слоя:

1) покрытие – верхний, наиболее прочный, относительно тонкий слой одежды, хорошо сопротивляющийся истирающим, ударным, сдвигающим нагрузкам, воздействию природных факторов.
Обычно покрытие устраивают из наиболее дорогостоящих материалов, из-за чего, ему придают минимально допустимую толщину. Покрытие обеспечивает необходимые эксплуатационные качества дороги (ровность поверхности, высокий коэффициент сцепления).

В конструкции покрытия, помимо основного слоя, обеспечивающего необходимые качества, предусматривается запасной слой (слой износа), не входящий в расчетную толщину и подлежащий периодическому восстановлению в процессе эксплуатации дороги. Сверху покрытий, не обладающих достаточной водонепроницаемостью и сопротивлением истиранию, устраивают тонкие защитные слои (слои поверхностной обработки), используя метод розлива органических вяжущих материалов с последующей засыпкой мелким щебнем, гравием, асфальтовой крошкой. Защищая покрытие от проникновения в него влаги от дождей и при таянии снега, поверхностная обработка способствует повышению его прочности и долговечности. Поверхностную обработку применяют также для повышения шероховатости гладких покрытий в процессе эксплуатации;

2) основание – несущая прочная часть одежды, устраиваемая из каменных материалов или грунта, обработанного вяжущими материалами. Оно предназначено для передачи и распределения давления на расположенные ниже дополнительные слои или на грунт земляного полотна.
Основание не подвергается непосредственному воздействию колес транспортных средств, поэтому для его устройства можно использовать материалы несколько меньшей прочности, чем в покрытии и в слое износа.
Основание может состоять из одного или нескольких слоев.
В последнем случае верхние слои основания устраивают из более прочных материалов. Изолированное при устройстве усовершенствованных покрытий от воздействия поверхностной влаги основание может переувлажняться в результате перемещения влаги снизу вверх из земляного полотна в период зимнего промерзания. Поэтому в России к материалам для устройства основания необходимо предъявлять строгие требования в отношении морозоустойчивости;

3) дополнительные слои основания – создаются из материалов, устойчивых при увлажнении, укладываемые в случае необходимости между основанием покрытия и подстилающим грунтом земляного полотна для снижения требуемой толщины основания и покрытия.
На участках, где земляное полотно сложено из пылеватых, суглинистых и глинистых грунтов, в которых могут развиваться процессы зимнего влагонакопления, вводят дополнительный слой из пористых не теплопроводных материалов – песка, гравия или щебня, который называют дренирующим, противопучинным или морозозащитным. Такой слой предназначен для отвода избыточной воды из верхних слоев земляного полотна, осушения дорожной одежды и повышения прочности грунта земляного полотна;

4) грунт земляного полотна (подстилающий грунт) – тщательно уплотненные и спланированные верхние слои земляного полотна, на которые укладывают слои дорожной одежды.
На подстилающий грунт передается все давление от транспортных нагрузок, поэтому он является весьма ответственным элементом конструкции дорожной одежды. Прочность дорожной одежды может быть обеспечена лишь на однородном, хорошо уплотненном земляном полотне при обеспеченном водоотводе. Повышение сопротивления грунта земляного полотна внешним нагрузкам, его осушение и постоянство водного режима являются наиболее надежными способами увеличения прочности дорожной одежды и снижения её стоимости.

Никакое увеличение толщины слоев каменных материалов не может обеспечить прочность и ровность дорожной одежды, укладываемой на слабом грунтовом основании.

Пример правильного оформления и указания расчета дорожной одежды автомобильной дороги можно посмотреть на рисунке Н.1 (страница 30) ГОСТ 21.701-2013 (СПДС. Правила оформления рабочей документации автомобильных дорог).