Содержание материала

Зарубежный опыт

А как нормируют и определяют толщину дорожной одежды за рубежом?

Для обоснования необходимой толщины слоев дорожной одежды в разных странах используют разные методы. За рубежом находят широкое распространение методы, которые основываются на учете практики и опытов по испытаниям прочности дорожных одежд. Вплоть до того, что испытывают прочность интенсивным «прогоном» тяжелых автомобилей по тестируемому покрытию.

Многочисленные методы расчета толщины дорожных одежд, применяемые за рубежом, могут быть условно сведены к следующим трем группам:

1. В ряде стран аналогично методике, принятой в России, исходят из допустимого прогиба дорожной одежды.
Для его определения используют зависимости теории упругости для многослойных систем и учитывают разными способами влияние интенсивности движения. Иногда многослойные одежды приводят к двухслойным, принимая средневзвешенные модули упругости всех слоев с учетом их толщины.

2. Использование графиков эквивалентных толщин дорожных одежд, составленных на основе статистики службы построенных дорог и специальных экспериментов на опытных участках.
В зависимости от суточной интенсивности движения или общего числа автомобилей, которые должны пройти по дороге за межремонтный период, определяют приведенную толщину дорожной одежды. Необходимую толщину отдельных слоев подбирают с учетом коэффициентов приведения слоев из разных материалов к эквивалентной толщине.

В ряде случаев опыты, проводившиеся для построения таких графиков, были грандиозными и выполнялись на специально построенных испытательных полигонах с длительными проездами колонн тяжелых автомобилей до полного разрушения дорожных одежд (испытания, организованные Американской ассоциацией сотрудников дорожных организаций штатов – AASHO, так называемые «опыты Эйшо»).

3. Использование альбомов типовых конструкций равнопрочных дорожных одежд для разных интенсивностей движения.
При этом особое внимание уделяется строгому контролю заданной прочности земляного полотна, проверяемой перед началом укладки дорожной одежды (Япония, ФРГ, Франция).

В зарубежных странах широко используется для характеристики прочности грунтов особый показатель CBR (калифорнийское число несущей способностиCalifornia Beariпg Ratio). Его определяют путем вдавливания штампа в образец грунта или другого материала конструктивных слоев, уплотненного в цилиндрической форме высотой 20 см и диаметром 20 см. Штамп диаметром 5 см вдавливают со скоростью 1,25 мм/мин на глубину 2,5 см. Измеренное давление, поделенное на 100, принимают за характеристику прочности грунта.

При всей простоте этого испытания, по сути являющегося определением модуля деформаций в лабораторных условиях при постоянной для всех материалов глубине вдавливания штампа, оно дает характеристику прочности, которая может являться рабочей величиной проектирования дорожных одежд.

Введенный в практику еще до начала Второй Мировой войны Калифорнийским департаментом транспорта, этот показатель является базовым при дорожном строительстве в Америке и в настоящее время.


Источник: www.consultant.ru